Уроки мужества  «Иду на таран» (к 100-летию со дня рождения  Героя Советского Союза Виктора Талалихина)

Уроки мужества «Иду на таран» (к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Виктора Талалихина)

В годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного общества ОСОАВИАХИМ (предшественник ДОСААФ России). 

Это были настоящие легенды советской авиации – трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди Золотую Звезду Героя, также являлся воспитанником ОСОАВИАХИМ. В их числе – истребитель Виктор Талалихин, совершивший первый ночной таран в истории Великой Отечественной войны. 

Это самый настоящий подвиг – когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен советским воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу – самостоятельно. Ими двигали чувство долга, ответственности за судьбу страны, любовь к Родине, ненависть к захватчикам. 

Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: «Воздушный таран – это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл враг».

 

От Земли – в небо.

Будущий герой  Виктор Васильевич Талалихин родился в Саратовской области, в селе Тепловка, 18 сентября 1918 года в обычной семье. Его отец Василий Иванович – участник Первой мировой войны, работал в артели штукатуром. Мать – Вера Ивановна, занималась воспитанием четырех сыновей: Павла, Александра, Николая и младшего, Виктора. По воспоминаниям, он рос смелым, энергичным и смышленым, рано познал крестьянский труд в деревне. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный центр. Вольск — город индустриальный. В 20-е годы там шло интенсивное строительство цементного завода, где и стал трудиться его отец. А кругом настоящие волжские просторы — недаром город назван 

Вольском. Здесь прошли детские годы Виктора Талалихина, здесь он окончил школу-семилетку №1. 

Сейчас эта школа называется «Гимназией имени Героя Советского Союза В. В. Талалихина». Она по-настоящему уникальна. Ее неофициальное имя - «Школа героев». Это единственная школа в России, сразу 9 выпускников которой были удостоены звания Герой Советского Союза – и большинство из них были летчиками!

В предвоенное время в военном и оборонном деле наиболее активно развивалась советская авиация. Летчики совершали подвиги, осваивая Арктику, Заполярье, Дальний Восток. Школьник Виктор Талалихин впервые столкнулся с летным делом, когда стал встречать на улицах городка курсантов военной авиатехнической школы, открывшейся в Вольске. 

В 1933 году семья Талалихиных переезжает в Москву. Пятнадцатилетний Виктор идёт учиться в училище при мясном комбинате, по окончании которого устраивается на работу в один из его цехов. Преподаватели школы фабрично-заводского обучения вспоминают: «Учился Виктор Талалихин хорошо. Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям… В свободное от занятий время… был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом…Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый. Занимался в драмкружке, участвовал в спектаклях».

Тем временем, два его старших брата уже связали свою жизнь с авиацией: Александр – бортовой механик, Николай — морской пилот. В августе 1933 года Виктор посетил День Красного воздушного флота» – это был первый авиационный праздник в Москве, в Тушине. С тех пор его главным увлечением стало небо. 

Всё свободное время Виктор Талалихин посвящает планерному делу. Пройдена первая ступень в авиацию. Следующая – аэроклуб Пролетарского района Москвы, куда были направлены лучшие участники планерного кружка мясокомбината, где работал Виктор. Сорок юношей и девушек, среди которых и 18–летний Талалихин, изучают там самолет У-2. 

.Инструктор аэроклуба обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере. 

А спустя всего двадцать лет так же — через ремесленное училище и аэроклуб – начнет свой путь к подвигу первый космонавт Земли Юрий Гагарин. 

 

Боевое крещение.

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище. Здесь все дышало духом героизма: его выпускниками были легендарные летчики – Валерий Чкалов, Николай Каманин, Владимир Коккинаки, многие другие известные авиаторы. Учился Виктор ответственно, Однако ему пришлось однажды оказаться и на гауптвахте! Дело было в нарушении техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.

Год подготовки – Талалихин получает звание младшего лейтенанта и  отправляется для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк. В полку осваивали новые самолеты И-153. Истребитель И-153, прозванный «чайкой», являлся высокоманевренной и скоростной машиной. В январе 1939 года Виктор Талалихин принял воинскую присягу. И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939–1940 годов. В январе – феврале 1940 года стояли сорокаградусные морозы, и в один из таких дней молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника. Один из них был повержен в тот момент, когда начинающий пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва. Первой боевой наградой Виктора стал  орден Красной Звезды.

13 марта 1940 года военные действия между СССР и Финляндией закончились, и Виктор Талалихин продолжает совершенствовать свое боевое мастерство. 

Весной 1941 года он с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв. Авиационная часть находилась в небольшом подмосковном городке. Как всегда, Виктор был активистом, занимался общественной работой – и помимо служебной, боевой деятельности стал вести занятия в школьном парашютном кружке. Молодежь готовилась к защите Родины, но, несмотря на обостряющуюся международную обстановку, никто точно не знал, что предстоит война. 

 

Суровое лето 1941-го.

 

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими. Военно-воздушным силам Красной Армии приходилось труднее всего: массированный удар гитлеровцев по нашим аэродромам в первые часы войны на территории от Черного до Балтийского моря привёл к огромным потерям в авиации.

С июня 1941 года 177-му истребительному полку, в котором служил Виктор Талалихин, была поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении (Подольский район Московской области). Уже через месяц после начала войны, 22 июля, состоялся первый авианалет на Москву. 

Нацистский генерал-фельдмаршал Кессельринг накануне обратился к экипажам Люфтваффе с такой речью:

«Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей. 

Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне...» 

Но система противоздушной обороны столицы оказалась эффективной. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве сильный урон, и огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям. 

177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше. Люфтваффе господствовало в воздухе – их самолеты были совершеннее, пилоты – опытнее, однако даже немецкие асы признавали героизм и мужество советских лётчиков. 

Когда не было других возможностей остановить врага, наши пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, самые тяжелые месяцы войны.

 Для лётчика таран во многих случаях означал большой риск, даже гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага и высокое мастерство, чтобы нанести урон противнику, 

но стараться сохранить себя и свою машину. Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибало примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и продолжали вести бой, и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два - три тарана в одном бою, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. 

Здесь надо отдельно сказать о японских летчиках-камикадзе, появившихся в октябре 1944 года, уже в конце войны. Их нельзя просто приравнять к нашим пилотам. По своему статусу камикадзе были обязаны совершать тараны, причём цель выбирало командование, а им оставалось лишь безропотно выполнить роль орудия смерти. Это был акт отчаяния японского командования, проигрывавшего в войне.

Ночной бой.

Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил 6 августа — это был немецкий «юнкерс-88». А бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл на следующую ночь. Вот как это было.

Виктор сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора, ища неприятельские самолеты. Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, ожидая боевого сигнала. И вот получено сообщение: «Самолеты противника появились на высоте 4 тысяч метров». Талалихин поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская и Столбовая. Виктор заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111». 

Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой – это намного больше, чем у легкого истребителя. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Виктор вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его. Подбитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит.

«Хейнкель-111» уходит. Талалихин мгновенно принимает решение — идти на таран, информирует на землю — похоже, кончились боеприпасы. Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается к хвосту, но из самолета сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена. 

Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, наш летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют. Фашистский «хейнкель -111» падает! Оказывается, молодой летчик таранил бомбардировщик, пилотируемый асом-подполковником, награждённым Железным Крестом за боевые налёты на польские города в 1939 и 1940 годах...

Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили его на берегу реки Северки местные жители. На следующий день летчик прибыл в полк, и новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась на весь Советский Союз. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из  достижений мировой военной авиации.

Грозное прозвище "Малыш".

Ночной таран Виктора Талалихина был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто пал духом на фоне тяжёлых боев на фронте. Уже на следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был не строгим, а весёлым и добродушным человеком, обладающим  хорошими актёрскими способностями. 

При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

 Герой Советского Союза был ростом всего 155 см, из-за чего он еле-еле доставал до педалей в самолете. Из-за этого на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, собирались даже признать негодным к летной службе. Были сомнения, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Его тогда взяла на поруки девушка-инструктор Мария Колотилина, которая заметила настойчивость Виктора, его любовь к авиации. И пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказал свои способности и силу характера делом.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией – выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

Братья Виктора тоже были на фронте: Александр летал на боевых самолетах под Ленинградом, а старший лейтенант Николай, морской летчик, – защищал Мурманск. И тогда же, в сентябре 1941 года, в семье Талалихиных произошла первая потеря: Николай Талалихин погиб в воздушном бою на Кольском полуострове.

А героическое таранное дело советских пилотов продолжало жить. Осенью 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во  избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших подобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне−это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»− вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. 

Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. Это было первое посрамление «германской формы боя» и первая моральная победа советских лётчиков.

 

Последний бой героя

Спустя две недели, 18 сентября, Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года. Всего 23 года, а сколько уже за плечами! Только-только оправившись от ранения, лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице.

Наступили грозовые октябрьские дни 1941 года. Москва на осадном положении. Фашисты захватили подмосковные города Волоколамск, Малый Ярославец, Клин.  Немецкие танковые колонны рвутся к Туле, Кашире, Дмитрову. Советские армии Белова, Говорова, Рокоссовского ведут оборону Москвы. К концу октября 1941 года Виктор сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы. 

Было раннее утро 27 октября, холодное, ясное. К середине дня появились тучи, задул пронзительный холодный ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны танков движутся по Варшавскому шоссе, бомбардировщики волнами налетают на пригород. 27 октября 1941 года командир эскадрильи  Виктор Талалихин  во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки Подольского района. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. 

Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в Виктора.  Машина потеряла управление и через некоторое время упала. Так погиб легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин.

Останки Героя Советского Союза Виктора Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром (микрорайон Кузнечики города Подольска), откуда лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске, Москве, Саратове.

В 1975 году участники поискового отряда школы отправили обломки самолёта, которые нашли на месте падения, на сохранение в музей Вооружённых сил России. Летом 2000 года на этом месте был установлен деревянный крест. А в 2015 году самолет Виктора Талалихина, на котором он совершил таран, был найден московским поисковым отрядом.

 

 

Дополнительные материалы

    1. Стихи

Песня о Талалихине

Сегодня под Москвою тихо, 

Сегодня немцы не бомбят.

Остался в небе Талалихин

И не вернётся, говорят. 

Не видно в небе самолёта,

Аэродром зарос травой...

Его нелёгкая работа -

Дежурить в небе над Москвой.

В стране опять неразбериха:

Один вперёд, другой –назад,

А в небе Виктор Талалихин

Перелетел за 60!

Он возвращался после боя

Весёлый, сильный, молодой.

Не знал, что небо над Москвою

Останется его Москвой.

Салюты праздничных орудий,

Курантов новогодний бой...

Он не погиб, поверьте, люди!

Он задержался над Москвой!

Не отвернул. Сегодня тихо...

Сегодня немцы не бомбят.

Ведь в небе Виктор Талалихин

Остался, звёзды говорят!

Виталий Дашков

 

Баллада о Викторе Талалихине

Когда пробирались к родимой  Москве

Фашистские черные птицы,

Пилот Талалихин в ночной синеве

Взлетел на защиту столицы.

Он мчался в атаку и бил по врагу

Во имя Отчизны великой.

Отважно и смело пошел на таран

Пилот - патриот Талалихин.

Он выполнил с честью солдатский свой долг,

Сын Родины храбрый и верный.

Навеки  зачислен в гвардейский  наш  полк

За подвиг его беспримерный.

В сердцах наших жить будет воин века,

На страже стоять вместе с нами,

Стоять за победное знамя полка,

За наше победное знамя.

Борис Южанин

 

Талалихину

Виктор был на Победу заряжен,

На Москву не проскочит фашист,

Малышом его в детстве прозвали,

Позывной за подвижность –Малыш!

Малыша трижды звали радисты…

Нет патронов, ответить–нет сил.

Виктор срезал винтом хвост фашиста,

Но в Москву он врага не пустил!

Таран лихо провёл Талалихин,

Немец вспыхнул, как факел  в ночи,

В небе было тревожно, но тихо,

Спали крепко в ту ночь москвичи! 

Владимир Балыкин

 

    2. Поисковая работа. Поднятие самолета В.В. Талалихина

Программа "За кадром" Радио России.18 сентября 2015 г. 

«О подвиге В. Талалихина и поисках родственников погибших солдат».

 

Ведущий: Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты,  журналисты  и  спасатели.  Этим  профессионалам  есть,   что 

рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. 

Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте. Гость в студии – командир московского поискового отряда «Обелиск» Михаил Поляков.

Михаил со своими товарищами делает великое дело: он находит и возвращает стране героев, без вести пропавших и погибших в Великую Отечественную войну. Кстати, именно Михаил и его команда обнаружили самолёт Героя Советского Союза Виктора Талалихина, таранившего немецкий бомбардировщик. В прошлый раз вы коснулись этой темы, но за эту неделю было так много звонков и писем от наших радиослушателей, что я просто не могу не начать нашу беседу с обнаруженного вами истребителя. Давайте поговорим более подробно о том, как происходил поиск.

М. Поляков: Что касается самолёта Виктора Талалихина, мы подошли к поиску этого самолёта не сразу. Несколько лет назад, примерно в 2005 или в 2006 году один из работников лесного хозяйства осуществлял осмотр просек и случайно на одном дереве увидел табличку.–она заржавелая висела на дереве. Внизу лежали какие-то деформированные обломки из дюралюминия. Видимо, от какого-то самолёта, он подумал. Но сообщил он об этом не сразу. Информация пришла к краеведам только через несколько лет. Краеведы подключили нас, и мы этой темой заинтересовались.

С большим трудом нашли место. Табличку эту отмочили в кислоте, и на ней проступил текст, что эта табличка была установлена в 1971 году пионеркой Аллой Катько. На ней было написано, что это, по словам очевидцев, место падения самолёта Виктора Талалихина. И стали мы после этого собирать разные факты, которые бы непосредственно указывали на то, что самолёт Виктора Талалихина упал в этом месте.

Я вспомнил, что много лет назад мне довелось общаться с очевидцем произошедшего тарана. Это была Лидия Ивановна Богомолова. Она проживала во время войны в деревне Антропово, и буквально над их деревней часто пролетали немецкие самолёты, которые шли в сторону Москвы. Жители деревни уже заранее готовились к пролёту немецких самолётов. Почему? Потому что когда наши зенитки и наши истребители отгоняли немецкие самолёты от Москвы, немцы освобождались от своих бомб, сбрасывая их всюду. Они падали и в районе деревни, поэтому местные жители  вырыли  всевозможные щели, в которые можно было спрятаться, ну и прятались, естественно, в погребах. По звуку они уже различали, какие самолёты летят: наши или немецкие.

И вот, как она рассказывала, в одну такую памятную ночь августа 1941 года она слышит звук самолётов. Было это примерно между 11 и 12 часами ночи. Она выскочила, а ночь тогда была довольно-таки светлой, и увидела силуэты двух самолётов. Один большой, другой поменьше. И между ними идёт воздушный бой. То есть, самолёты стреляют друг в друга трассирующими пулями. И вдруг она видит, что два самолёта через какое-то время врезаются друг в друга, слышится глухой удар, и самолёты, объятые пламенем, начинают падать в разных направлениях. Один – в одну сторону, а другой в другую.

А наутро мальчишки из деревни Антропово бегали смотреть упавший немецкий бомбардировщик. Упал он недалеко, примерно в километрах десяти. И после этого они узнали фамилию того самого советского лётчика, который протаранил этот немецкий бомбардировщик. Его звали Виктор Талалихин. Вот так она узнала, что явилась свидетелем того самого тарана.

Когда мы начали работать уже более детально по самолёту Виктора Талалихина, она нам подсказала, в каком районе самолёт упал. И как бы всё сошлось на одном квадрате. Когда мы приехали в этот квадрат и стали проводить экспедицию, то с большим трудом нашли эту воронку. Она была совершенно затянута землёй, а сверху рос кустарник, который пришлось вырубать. Тем не менее, следы упавшего самолёта были видны в виде каких-то обломков. Они покрылись листьями, обросли мхом. И нам пришлось работать металлоискателями. 

И когда центр места падения попытались пробить щупом, оттуда всплыло моторное масло, что говорило о том, что мотор, двигатель находится там. Естественно, когда начали углубляться вниз, стали поднимать всевозможные обломки самолёта. И чем глубже, тем больше было обломков. Кстати, обломки были обожжены, местами оплавлены, но на некоторых всё-таки сохранилась заводская краска самолёта, в которую он был в то время окрашен. Много интересных деталей было поднято. После экспедиции, конечно, все эти фрагменты самолёта, а самое главное – двигатель– были переданы в Домодедовский историко-художественный музей.

Лётчик Виктор Талалихин совершил таран на истребителе И-16. В 30-х годах И-16 или "Ястребок", как его ласково называли лётчики, считался очень неплохим самолётом, который успел повоевать в небе Испании. Испанцы этот самолёт также ласково называли "Чатос" ("Курносый")  из-за 

характерного силуэта. А фашисты в той же Испании окрестили его "Рата" ("Крысой"). Самолёт был быстрым, юрким, и часто фашистским асам в той же Испании показывал свои острые зубы и коготки. Но к 1941 году он устарел и по многим характеристикам уступал немецким самолётам. Считается, что именно на этом самолёте В. Талалихин совершил первый ночной таран. И за это, буквально на второй день, он получил звание Героя Советского Союза.

М. Поляков: Таран этот был не первым. До него, оказываются, совершали тараны. Но это один из первых ночных таранов.

Да, и считается, что Виктор Талалихин совершил таран, потому что израсходовал весь боекомплект, и чтобы не дать фашисту уйти, рубанул его своим винтом.

Когда происходила наша экспедиция, то с этой официальной версией нам пришлось распрощаться. Почему? Потому что, когда мы поднимали фрагменты самолёта, боезапас оставался в самолёте, и эти патроны, которые оставались, мы нашли. У нас есть такая версия. Когда завязался воздушный бой, Талалихин стрелял по немецкому самолёту, который стрелял по истребителю Виктора. Именно в процессе боя у Виктора Талалихина было перебито управление огнём. Кстати, в том бою он сам был ранен в руку, и когда уже стрелять не мог, пошёл на таран. В горячке боя ему могло показаться, что у него кончились патроны.

То есть, он нажимает на гашетку, а выстрелов нет, и он подумал, что израсходовал все боеприпасы. А на самом деле в самолёте перебило систему управления огнём.

М. Поляков: Когда произошёл таран, обе машины загорелись. Немецкий самолёт стал падать в одну сторону, самолёт Виктора Талалихина в другую. Но ему удалось покинуть машину и выброситься с парашютом. Что интересно, когда поднимали фрагменты кабины самолёта, то была найдена приборная панель. А на этой приборной панели, кроме других приборов, находились ещё бортовые часы. Так вот, на часах зафиксировалось время тарана, на них сохранилась минутная стрелка и фрагмент часовой стрелки. И на часах было время 22 часов 30 минут. Как раз в это время произошёл таран. Это произошло с 6 на 7 августа 1941 года. 

Кстати, буквально недавно, 1 июня 2015 года, на этом месте был поставлен мемориальный памятный знак. У нас существует такая общественная организация, называется она "Мы – талалихинцы", куда входят исследователи боевого пути Виктора Талалихина, те люди, которые занимаются этой темой. Слёты талалихинцев проводятся каждый год. 

В прошлом году, в октябре, состоялся Второй слёт талалихинцев, на котором было принято решение на месте находки этого самолёта поставить мемориальный памятный знак. 

Был организован фонд, и в течение нескольких месяцев собирались финансовые средства для того, чтобы сделать это. И 1 июня 2015 года произошло открытие знака. Данному событию был посвящён и автопробег "Наследники Победы", в котором участвовали участники общественной организации "Мы – талалихинцы". Были привлечены школьники, студенты, поисковики, ветераны войны, и всё это торжественно произошло именно на той поляне, где был найден самолёт И-16 Виктора Талалихина. И в лесу есть указатели к этому месту, чтобы люди могли по лесной дороге дойти и почтить подвиг великого лётчика, положить цветы в память о нём.

 

3. Увековечение памяти о Герое:

В честь Виктора  Талалихина  были названы:

Улицы в городах и поселках: 

Аткарске, Батайске. Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепре, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Москве, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейное поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтесове, Ярославле.

Городской парк культуры и отдыха в г. Подольске.

 

Учебные заведения в России: 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 480 им. В.В.Талалихина»;

 Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»  (Технологический колледж № 28, ранее ПТУ № 100) , а также музей В.Талалихина в данной образовательной организации;

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области»;

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Саратовская кадетская школа-интернат № 2 имени В.В. Талалихина».

 

Установлены памятники:

в Подольске в 1960 году, 

на 43 км Варшавского шоссе в 1969 году (мемориал  В.Талалихина);

в Москве  (на развилке улиц В. Талалихина и М. Калитниковская) в 2001 году;

на месте падения самолёта в Домодедовском городском округе (находка и поднятие самолета В. Талалихина, установка памятного знака в  2015 году);

в Саратове в 2016 году.

 

Созданы песни:

Группа «Территория 22» (Песня «На таран»);

Михаил Михайлов («Мальчишка из города Вольска»). Автор –военный журналист, бард, член общественного объединения «Офицеры России».

 

4. Создано Патриотическое межрегиональное объединение  «Мы-талалихинцы!» (29.10.2013 года):

Его участники:

1. Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»;

2. Школа № 32 города Подольска; 

3. Муниципальные общеобразовательные учреждения «Добрыниховская» и «Зарёвская» средние общеобразовательные школы городского округа Домодедово»; 

4. Школа № 2053 и школа № 480 (школа ЮНЕСКО) города Москвы; 

5. Саратовский государственный музей боевой и трудовой Славы; 

6. «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина города Вольска Саратовской области»; 

7. Саратовская кадетская школа-интернат № 2 имени В.В. Талалихина»; 

8. Подольский краеведческий музей; 

9. Музей-заповедник «Подолье» города Подольск Московской области; 

10. Отряд «Росток» имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина лицея 

№ 1 посёлка Львовский Подольского района; 

11. Центр содействия семейному устройству детей, подготовки и сопровождения замещающих семей» имени В.В. Талалихина (бывший детский дом имени В.В. Талалихина городского округа Домодедово); 

12. Патриотический клуб «Талалихинец» Лодейнопольского детского центра эстетического развития города Лодейное поле Ленинградской области; 

13. « Средняя общеобразовательная школа № 8» города Клин Московской

области; 

14. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; 

15. Центральный музей Вооружённых Сил МО Российской Федерации; 

16. Инициативная группа общественной организации «Домодедовский краевед» Союза краеведов России при Домодедовском историко-художественном музее городского округа Домодедово. 

17. Молодёжный центр технического творчества «Интеграл» городского округа Домодедово; 

18. Детский морской центр «Альбатрос» городского округа Домодедово; 

19. Филиал Домодедовского историко-художественного музея имени 

Б.И. Тимофеева в селе Растуново, 

20. Молодёжный военно-патриотический клуб «Знамя» городского округа Домодедово; 

21. Волонтёрское движение «Крылья ангела» городского округа Домодедово; 22. Музей интерната № 32 им.О.В. Кербикова в селе Добрыниха г.о. Домодедово. 

 

Партнеры ДОСААФ России Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Министерство Обороны
Единая Россия
Общероссийский народный фронт
Battle Brotherhood
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
Открытое правительство
War Thunder
Аэроград Коломна

Предыдущая версия доступна по адресу d.dosaaf.ru

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER