Кировские школьники узнали о подвиге стратонавтов

Кировские школьники узнали о подвиге стратонавтов

access_time16:07 | 01 февраля 2024 г.

Это произошло на «Уроке мужества», посвященном 90-летию подвига стратонавтов «Осоавиахим-1».

Его для учащихся средней школы № 10 имени К.Э. Циолковского города Кирова провели заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ Николай Чепурной и ветеран космодрома «Байконур», подполковник Алексей Носырев.  

От Николая Чепурного школьники узнали, что с момента первого космического старта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года в космосе побывало 597 землян. Свой вклад в освоение околоземного пространства внесли стратонавты, проложившие путь в стратосферу. 

В  СССР группой молодых советских специалистов  под руководством  Владимира Чижевского был создан стратостат «СССР-1», экипаж которого, в составе Эрнеста  Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия  Прокофьева  18 августа 1932 года поднялся на высоту 19 000 метров. Стратонавты пробыли там два часа, благополучно приземлились, установив новый мировой рекорд.  

Первый в истории человечества зимний полет стратостата состоялся 30 января 1934 года. Потомственный авиатор Алексей Носырев, выступая перед учащимися, сообщил, что имеющиеся документальные материалы  открывают  малоизвестные героические и трагические обстоятельства этого полёта. Подлинно известно, что инициатива зимнего полета стратостата  принадлежит  народному комиссару по военным и морским делам Клементу Ворошилову.  Именно он 23 января 1927 года провозгласил о создании Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).  Нарком 9 января 1934 года  в секретной записке руководителю СССР Иосифу Сталину доложил о готовности к полёту стратостата, построенного Осоавиахим. Клемент Ворошилов сообщил, что для успешного проведения эксперимента созданы все необходимые условия, зимний полёт закрепит завоевание стратосферы Советским Союзом. Сталин вынес вопрос о полёте стратостата на заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое постановило провести «при первой благоприятной погоде зимний полет стратостата в закрытом режиме». 

Руководитель Осоавиахим Роберт Эйдеман инициировал проведение 15 января 1934 года заседания бюро президиума Центрального совета. Роберт Эйдеман пользовался большим авторитетом в стране, проявив себя военачальником, выдающимся организатором, ученым и писателем. Комиссией Осоавиахим 23 января 1934 года на заводе «Каучук» была произведена продувка и осмотр оболочки стратостата. Комиссия признала, что материал оболочки стратостата соответствует нормативам. На герметичность проверена и признана  подготовленной к полету гондола стратостата,  осмотрены все приборы. Документы показывают, что каждая деталь, материал и агрегаты стратостата многократно испытывались в лабораториях и показали запасы прочности, предусмотренные расчетами.

 Подготовка экипажа в составе пилота Павла Федосеенко, конструктора Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина для работы в герметически закрытой кабине стратостата была организованна при военно-медицинской академии. До полёта Федосеенко и Васенко полностью освоили органы управления стратостатом, а Усыскин в совершенстве овладел приборами. 

В благоприятный день для полета  - 30 января 1934 года -  стратостат весом 2400 килограммов отправился в стратосферу. В расчетное время экипаж достиг зоны равновесия 19500 метров и его подъем прекратился. После достижения этой высоты экипаж должен был начать медленный спуск до высоты 7000-8000 метров, но будучи уверенным в надежности конструкции аппарата командир Федосеенко принял роковое решение покорить высоту в 22 000 метров, доложивший по радиосвязи: «Настроение бодрое. Штурмуем двадцатый километр». Затем связь оборвалась…

 Лишь на следующий день выяснилось, что в 470 километрах от Москвы, близ деревни Потиш-Остров в снегу была найдена смятая страшным ударом о землю гондола стратостата. Оторвавшуюся ещё в атмосфере оболочку отнесло на несколько километров.  На месте крушения обнаружили погнутые карманные часы, стрелки которых остановились на 16.23. 

Народный комиссар по военным и морским делам Клемент Ворошилов  в докладе Иосифу Сталину высоко оценил конструктивные возможности стратостата «Осоавиахим» и мужество его экипажа, отметив при этом, что причиной его гибели явилась ошибка  командира стратостата Федосеенко, неверно оценившего  технические возможностями аппарата в конкретных условиях полета. По результатам расследования трагедии стратостата руководством страны были сделаны выводы, которые на долгие годы определили государственную политику в области авиации и аэронавтики.  

Первый в истории воздухоплавания зимний полет в стратосферу на высоту 22 километра остался яркой страницей в истории. 

 

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER