«Нормандия-Неман» - символ дружбы двух народов

«Нормандия-Неман» - символ дружбы двух народов

access_time15:14 | 08 апреля 2021 г.

Начало апреля в Калужской области ознаменовано автопробегом в честь 78-летия первого боевого вылета легендарной авиаэскадрильи «Нормандия».

Его организовали представители областной общественной палаты Виктор Дроздов и Сергей Кузьминский, а помогли в этом региональное отделение ДОСААФ, региональная общественная организация русско-французских отношений «Мост дружбы», некоммерческая организация «Инициатива» и молодые патриоты из гимназии № 19 и средней школы № 43 Калуги.

У подножия мемориала французским лётчикам легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» в районе города Полотняный завод участники автопробега провели митинг с возложением цветов и минутой молчания.

В выступлениях на митинге говорилось о первых боевых вылетах французских лётчиков на калужской земле, положивших начало славному боевому пути знаменитого полка. Уже 1 апреля 1943 года авиаэскадрилья «Нормандия», базировавшая в районе Полотняного завода на полевом аэродроме Муковнино, приступила к выполнению боевых задач в составе 303-й авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта, а 5 апреля стало днём их первых побед в воздухе. Ещё через несколько дней шесть машин вылетели для прикрытия советских войск на марше. В районе Спас-Деменска завязался бой, в котором погибли трое французов. Их самолёты упали на территории противника.

К этому времени уже действовал приказ старшего военного советника Гитлера, фельдмаршала Кейтеля, согласно которому на лётчиков «Нормандии» не распространялся статус комбатантов, и это означало, что к ним не относились положения Женевской и Гаагской конвенций, иными словами, в случае пленения их ждал расстрел на месте. Лётчики уже погибли, но гитлеровцы арестовали и заключили в концлагерь семью одного из них, включая родителей и двух братьев. Из всей семьи только младшему удалось выжить.

В июле 1943 года авиаэскадрилья «Нормандия» стала полком, который в дальнейшем участвовал в битве на Курской дуге, Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города. Летом 1944 года за неоценимую помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин присвоил авиаполку почетное название «Нормандия-Неман».

Основной результат действий истребительного полка – свыше пяти тысяч вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с апреля 1943-го по апрель 1945-го. Однако судьба не баловала французских лётчиков. За время боевых действий из 96 пилотов погибло 42 (35 из них - в воздушных боях). Из 15 человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. 83 летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре.

Партнеры ДОСААФ России Ханты-Мансийского АО - Югра

Министерство Обороны
Общероссийский народный фронт
Единая Россия
Battle Brotherhood
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
War Thunder
Аэроград Коломна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER