Кировские школьники узнали о подвиге стратонавтов

Кировские школьники узнали о подвиге стратонавтов

access_time16:07 | 01 февраля 2024 г.

Это произошло на «Уроке мужества», посвященном 90-летию подвига стратонавтов «Осоавиахим-1».

Его для учащихся средней школы № 10 имени К.Э. Циолковского города Кирова провели заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ Николай Чепурной и ветеран космодрома «Байконур», подполковник Алексей Носырев.  

От Николая Чепурного школьники узнали, что с момента первого космического старта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года в космосе побывало 597 землян. Свой вклад в освоение околоземного пространства внесли стратонавты, проложившие путь в стратосферу. 

В  СССР группой молодых советских специалистов  под руководством  Владимира Чижевского был создан стратостат «СССР-1», экипаж которого, в составе Эрнеста  Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия  Прокофьева  18 августа 1932 года поднялся на высоту 19 000 метров. Стратонавты пробыли там два часа, благополучно приземлились, установив новый мировой рекорд.  

Первый в истории человечества зимний полет стратостата состоялся 30 января 1934 года. Потомственный авиатор Алексей Носырев, выступая перед учащимися, сообщил, что имеющиеся документальные материалы  открывают  малоизвестные героические и трагические обстоятельства этого полёта. Подлинно известно, что инициатива зимнего полета стратостата  принадлежит  народному комиссару по военным и морским делам Клементу Ворошилову.  Именно он 23 января 1927 года провозгласил о создании Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).  Нарком 9 января 1934 года  в секретной записке руководителю СССР Иосифу Сталину доложил о готовности к полёту стратостата, построенного Осоавиахим. Клемент Ворошилов сообщил, что для успешного проведения эксперимента созданы все необходимые условия, зимний полёт закрепит завоевание стратосферы Советским Союзом. Сталин вынес вопрос о полёте стратостата на заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое постановило провести «при первой благоприятной погоде зимний полет стратостата в закрытом режиме». 

Руководитель Осоавиахим Роберт Эйдеман инициировал проведение 15 января 1934 года заседания бюро президиума Центрального совета. Роберт Эйдеман пользовался большим авторитетом в стране, проявив себя военачальником, выдающимся организатором, ученым и писателем. Комиссией Осоавиахим 23 января 1934 года на заводе «Каучук» была произведена продувка и осмотр оболочки стратостата. Комиссия признала, что материал оболочки стратостата соответствует нормативам. На герметичность проверена и признана  подготовленной к полету гондола стратостата,  осмотрены все приборы. Документы показывают, что каждая деталь, материал и агрегаты стратостата многократно испытывались в лабораториях и показали запасы прочности, предусмотренные расчетами.

 Подготовка экипажа в составе пилота Павла Федосеенко, конструктора Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина для работы в герметически закрытой кабине стратостата была организованна при военно-медицинской академии. До полёта Федосеенко и Васенко полностью освоили органы управления стратостатом, а Усыскин в совершенстве овладел приборами. 

В благоприятный день для полета  - 30 января 1934 года -  стратостат весом 2400 килограммов отправился в стратосферу. В расчетное время экипаж достиг зоны равновесия 19500 метров и его подъем прекратился. После достижения этой высоты экипаж должен был начать медленный спуск до высоты 7000-8000 метров, но будучи уверенным в надежности конструкции аппарата командир Федосеенко принял роковое решение покорить высоту в 22 000 метров, доложивший по радиосвязи: «Настроение бодрое. Штурмуем двадцатый километр». Затем связь оборвалась…

 Лишь на следующий день выяснилось, что в 470 километрах от Москвы, близ деревни Потиш-Остров в снегу была найдена смятая страшным ударом о землю гондола стратостата. Оторвавшуюся ещё в атмосфере оболочку отнесло на несколько километров.  На месте крушения обнаружили погнутые карманные часы, стрелки которых остановились на 16.23. 

Народный комиссар по военным и морским делам Клемент Ворошилов  в докладе Иосифу Сталину высоко оценил конструктивные возможности стратостата «Осоавиахим» и мужество его экипажа, отметив при этом, что причиной его гибели явилась ошибка  командира стратостата Федосеенко, неверно оценившего  технические возможностями аппарата в конкретных условиях полета. По результатам расследования трагедии стратостата руководством страны были сделаны выводы, которые на долгие годы определили государственную политику в области авиации и аэронавтики.  

Первый в истории воздухоплавания зимний полет в стратосферу на высоту 22 километра остался яркой страницей в истории. 

 

Партнеры ДОСААФ России

Министерство Обороны
Общероссийский народный фронт
Единая Россия
Совет по профессиональным квалификациям  в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) (СПК Антитеррор)
«Союз десантников России»
ДОСААФ Респрублики Беларусь
Battle Brotherhood
Журнал о спорте и политике Самозащита
Издание Ветеранские Вести
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
War Thunder
АВТОПРАКТИКА
Аэроград Коломна
Журнал Авиация и спорт
AV POWER
Московская областная общественная организация ветеранов и сотрудников силовых структур

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER